Есть такая штука - школьные стандарты. Это перечень всех знаний, которые должен иметь школьник, закончивший среднюю школу в нашей стране. Такие стандарты существуют по всем школьным дисциплинам, и именно в соответствии с ними составляются задания для выпускных экзаменов. На этой странице вы найдете текст стандартов школьных знаний по химии.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ
Изучение
химии в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний
о химической символике, химических понятиях, фактах, основных законах и теориях;
овладение умениями
наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры;
применение
полученных знаний и умений
для химически грамотного использования веществ
и материалов, применяемых в быту, сельском
хозяйстве и на производстве, решения
практических задач повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред
здоровью человека и окружающей среде.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
МЕТОДЫ
ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Химия – наука о веществах, их строении,
свойствах и превращениях. Наблюдение,
описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических
свойств неорганических и органических
веществ.
Правила безопасного обращения с
веществами, нагревательными приборами,
химической посудой и простейшим
оборудованием.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций:
1) массовой доли химического элемента в веществе;
2) массовой доли растворенного вещества в растворе;
3) количества вещества, массы или объема
по количеству вещества, массе или объему
одного из реагентов или продуктов реакции.
ВЕЩЕСТВО
Атомы
и молекулы. Химический элемент как вид
атомов. Язык химии. Знаки химических элементов,
химические формулы.
Массы
атомов и молекул. Относительные атомные
массы. Атомная единица массы. Количество
вещества, моль – единица количества
вещества. Молярная масса. Молярный объем.
Вещество и его агрегатные состояния.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси разного агрегатного
состояния: воздух, природный газ, нефть,
природные воды, растворы.
Вещества
простые и сложные. Качественный и
количественный состав вещества. Понятие о
валентности и степени окисления. Основные
классы неорганических веществ.
Периодический
закон и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды
периодической системы.
Общее
представление о строении атомов: ядро (протоны
и нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение
электронных оболочек атомов элементов
малых периодов периодической системы
химических элементов Д.И. Менделеева.
Общее представление о строении молекул.
Химическая связь. Типы химических связей:
ковалентная (полярная и неполярная), ионная,
металлическая.
Вещества в
твердом, жидком и газообразном состоянии.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических
решеток (атомная, молекулярная, ионная и
металлическая).
ХИМИЧЕСКАЯ
РЕАКЦИЯ
Химическая реакция. Условия
возникновения и признаки протекания
химических реакций. Сохранение массы
вещества при химических реакциях.
Классификация
химических реакций по различным признакам:
числу и составу исходных и полученных
веществ; постоянству или изменению
степеней окисления атомов химических
элементов; наличию и отсутствию
катализатора, поглощению или выделению
энергии. Понятие о скорости химических реакций.
Электролитическая диссоциация веществ в процессе растворения. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация щелочей, солей и кислот.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Свойства простых веществ (металлов
и неметаллов), оксидов, оснований, кислот,
солей.
Водород. Водородные соединения
неметаллов. Кислород. Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и
их соли.
Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и
сероводородная кислоты
и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота.
Азотная кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная
кислота и ее соли.
Углерод. Аллотропия углерода. Угарный и
углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Оксид кремния. Кремниевая
кислота. Силикаты.
Щелочные и щелочноземельные металлы и
их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и
гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ
ВЕЩЕСТВАХ
Основные сведения о химическом
строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и
карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая)
как представители кислородосодержащих
органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры,
углеводы, белки.
Представления о полимерах (полиэтилен,
белки).
ХИМИЯ
И ЖИЗНЬ
Человек
в мире веществ: материалы и химические
процессы.
Химическая
картина мира.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков
и углеводов. Консерванты пищевых продуктов
[поваренная соль, уксусная кислота (столовый
уксус )].
Природные источники углеводородов:
нефть и природный газ. Применение их как
топлива и сырья.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность: умение читать маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров.
В
результате изучения химии ученик должен
знать:
химическую символику:
формулы химических веществ и
уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия:
атом,
молекула,
химическая связь,
вещество и его агрегатные состояния,
классификация веществ,
химические реакции и их классификация,
электролитическая диссоциация;
основные законы химии:
сохранения массы веществ,
постоянства состава,
периодический
закон;
уметь
называть:
знаки химических элементов, соединения
изученных классов, типы химических реакций;
объяснять:
физический смысл атомного (порядкового)
номера химического элемента, номеров
группы и периода, к которым он принадлежит в
периодической системе Д.И. Менделеева;
закономерности изменения свойств
элементов в пределах малых периодов и
главных подгрупп; причины многообразия
веществ; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать:
химические элементы (от водорода до кальция)
на основе их положения в периодической
системе Д.И. Менделеева и особенностей
строения их атомов; связь между составом,
строением и свойствами веществ; общие
свойства неорганических и органических
веществ;
определять:
состав веществ по их формулам;
принадлежность веществ к определенному
классу соединений; валентность и степень
окисления элементов в соединениях;
составлять:
формулы оксидов, водородных соединений
неметаллов, гидроксидов, солей; схемы
строения атомов первых двадцати элементов
периодической системы; уравнения
химических реакций;
обращаться
с химической посудой и лабораторным
оборудованием;
распознавать
опытным путем: кислород,
водород, углекислый газ, аммиак; растворы
кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы,
ионы аммония;
вычислять:
массовую долю химического элемента по
формуле соединения; массовую долю
растворенного вещества в растворе;
количество вещества, объем или массу по
количеству вещества, объему или массе
реагентов или продуктов реакции;
использовать
приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной
жизни для:
безопасного
обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного
поведения в окружающей среде, школьной
лаборатории и в быту.